УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тяжело будет загнать обратно чудовищ, которые вырвались на поверхность

12,0 т.
Тяжело будет загнать обратно чудовищ, которые вырвались на поверхность

На сложные морально-этические вопросы, связанные с войной, в студии "Обозревателя" отвечали муфтий Духовного управления мусульман Украины "УММА" Саид Исмагилов и бывший ротный командир батальона "Днепр-1" Владимир Шилов.

- Насколько с точки зрения общества правильно принимать жертву в виде гибели юношей 18-19 лет, которые нередко в тайне от родителей воюют и готовы умирать за Украину?

Владимир Шилов:

- Если у человека хватает силы духа и воли встать на защиту родины, в отличие от разных диванных армий, я думаю мы не в праве отказать.

Когда люди приходят добровольцами сказать: "Иди, отсюда, ты молодой" - не совсем правильно. Потому, что, если он готов, он будет это делать самостоятельно. И с большей вероятностью погибнет

Хорошо, если сразу, а не попадет в руки террористов, которые очень любят издеваться над пленными.

- Насколько допустимо отгораживаться от реальностей войны и защищаться от плохих новостей, делая вид, что ничего не происходит?

Владимир Шилов:

- Доотмораживаются до того, что война придет к ним. В Донецке доотмораживались - люди, которые говорили: "Мне все равно", они попали в зависимость от ситуации, в связи с которой теперь приходится строить свою жизнь и тогда уже - быть бы живым.

Читайте: Мусульманский лидер считает, что перемирие в Донбассе соблюдено не будет

Саид Исмагилов:

- Общество разделилось на две части. Потребительское отношение - которое идет со времен СССР: за нас решают большие дяди, а мы люди маленькие, от нас ничего не зависит. И современное общество, которое говорит: дети беженцев - это наши дети, раненые - это тоже наши раненые, даже если я этого человека не знаю. Это

дух, который оживил майдан. Он продолжается в пассионарной части общества, которая говорит: это моя страна. И это новая генерация украинцев, которые не стоят в стороне

сами берут в свои руки проблемы и решают. Их меньшинство.

- Общество разделилось и по другому принципу: заключать ли мир или продолжать войну. Морально ли Петру Порошенко договариваться о мире ценой отдачи Путину двух областей?

Владимир Шилов:

- Кто подумал о тех людях, которые остаются на той территории? Кого волнует то, как они там будут жить? Как они там сейчас живут?

Решения необходимо было принимать в самом начале событий на Донбассе – господину Турчинову, господину Авакову. Тогда они побоялись, потому что, приняв непопулярные решения по поводу разгона митингов в Донецке и Луганске, они поставили бы крест на своей политической карьере

Тогда нужна была четкая команда на разгон всех демонстраций, независимо от того, кто с какими флагами выступает.

Читайте: Добровольческие батальоны не согласятся с особым статусом ДНР-ЛНР - ротный командир

Сейчас никто военных действий не прекратит. Сейчас бои локализовались, но стоит нам сдать аэропорт – они пойдут дальше. Они не остановятся, потому что люди уже настроены воевать и получать при этом какие-то определенные дивиденды. В Донецке уже все разграбили. А за что жить дальше?

Настроение добровольческих подразделений - освобождать территорию Украины, мы не готовы отдать ни пяди земли своей страны, за каждый сантиметр будем драться. Мне звонят простые люди, граждане Украины из Донецка, и спрашивают: "А вы что - нас бросили? А вы что, нас отдали? А как это воспринимать? Как можно распоряжаться судьбами людей? Оставляя их непонятно на что..?

Саид Исмагилов:

- Когда мы говорим о мире, это, видимо, тактические переговоры, но я в этом не разбираюсь. Основное орудие в этом конфликте - это информационная война. Выключите пропаганду, которую мастерят буквально на коленке специалисты российских телеканалов, и я подозреваю, что этот конфликт исчерпается сам собой. В людях подпитывают ненависть, желание воевать. Отключите эту пропаганду. Меня удивляет - почему не предпринято ничего, чтобы полностью отключить. В Донецке нет никаких космических технологий. Пропаганда воспитывает ненависть к Украине. Те населенные пункты, куда не идет массовая трансляция, живут себе спокойно. Те же люди Донбасса спокойно живут и в Курахово - в 40, ну 50 км. от Донецка...

Читайте: Изоляции православной церкви в связи с расправами над протестантами в Донбассе не будет

Испепеляющая агрессивная информационная пропаганда влияет на людей. Мы видим, как вылезают все эти чудовища - насилие, злоба, жестокость, все эти грехи...

- Многие винят донецкое население, причем довольно агрессивно. Считая, что правильно лишать пенсий и зарплат тех, кто остался на оккупированных территориях. То есть - питают ненависть жители благополучных регионов, далеких от АТО и российской пропаганды, они говорят, что донбассцы сами себя прокляли. Как прокомментируете это?

Саид Исмагилов:

- Это бытовое невежество. Не бывает там (на какой-либо территории - Т. З.) всех праведных или всех грешных.

Бытовая глупая ненависть к согражданам. Если это есть, надо работать над собой. Становиться лучше, чище. Особенно тем, у кого родственники погибли на этой войне. Ведь человек эмоциональное существо. Он все пропускает через себя, реагирует на боль. Но ненависть никому не идет во благо

Владимир Шилов:

- Нелюбовь возникает потому, что люди едут туда со всей Украины и просто гибнут, а из Донбасса не призывают. Гражданин Украины? Будь добр, пришло твое время служить, иди и служи. Не призывать - это неправильно. Всегда существует возможность перейти на другую сторону и выстрелить в спину. Всегда. Но не об этом надо думать.

Читайте: Сохранить Донбасс за Украиной было очень просто – подполковник МВД

- Допустимо ли одному голодающему давать хлеб, потому что он придерживается патриотических взглядов, а другому голодающему не давать, так как он придерживается противоположных взглядов?

Саид Исмагилов:

- Многие религиозные организации занимаются таким волонтерским движением, оказывают помощь нуждающимся на оккупированной территории. Ни одна часть общества не должна бросать другую на произвол. Если люди не могут получить пенсию на украинской территории, надо привезти им - тем, кто по каким-то причинам не может выехать за пределы оккупированной территории.

Если государство или люди, которые захватили, не предлагают механизма решения, давайте мы попробуем что-то сами. Давайте будем людьми. Давайте не будем бросать друг друга

а будем демонстрировать высокие моральные качества и умение прийти на помощь.

- Как относиться к выборам во время войны, когда миллионы вышвыриваются на рекламу, в то время, как столько людей терпит бедствие?

Саид Исмагилов:

- Политики занялись выборами вместо того, чтобы до конца своей каденции заниматься тем, для чего они были выбраны. Самой лучшей рекламой было бы, если б они до последнего дня полномочий решали проблемы людей.

Политики ударились в бигборды и ролики, а Украина держится на плечах добровольцев и волонтеров

Владимир Шилов:

- Не думаю, что эти выборы - шанс изменить что-то к лучшему. Швыряясь деньгами, политики показывают отношение к государству и народу. И больше я даже говорить об этом не хочу. Шансов ноль - прийти в парламент у новых активистов. Идет подкуп избирателей. На 45 участке от Ефима Звягильского просто ездят и раздают уголь.

Читайте: Подполковник МВД о ходе АТО: стоит нам сдать донецкий аэропорт – террористы пойдут дальше

- Нужно ли идти на выборы, если считаешь аморальным сам факт их проведения в военное время, и каким должен быть духовно развитый избиратель?

Саид Исмагилов:

-

Невозможно купить того, кто не продается. Если человек не торгует своим будущим, его не купишь

Очень удивительно.. Я ожидал от этих выборов европейского подхода. Все кандидаты говорят, что они за Европу, и я наивно думал, что вместо того, чтобы бросать на рекламу миллионы, пойдут в народ. Ожидал нового подхода. Что будут решать проблемы беженцев, проблемы детей и разрушенных территорий. Но соревнования добрых дел основные партии не демонстрируют. Никто не рискнул сделать этот шаг. Все пошли по старинке.

Выступая против участия в выборах, мне кажется, люди поступают безответственно. Принимать решение и разделять последствия решения - это сознательный избиратель. Незрелая позиция - говорить: "Я не пойду".

- Происходит раскол среди верующих, по разному интерпретируют события в Украине россияне, призывают к насилию и обожествляют Путина. Как вы это прокомментируете?

Саид Исмагилов:

- Россияне находятся в контексте информационного поля, которое транслируется на их территории. Как верующие, так и не верующие - нажимают кнопки рейтинговых телеканалов и потребляют информацию. Поэтому совсем не удивительно, что люди, слушая пропаганду заставляющую ненавидеть, считают, что они должны идти и убивать. Ведут себя так, как хочет агрессивная пропаганда.

В этой войне нарушено столько божественных принципов, что всех и не перечислить. Тут и ложь, тут и лицемерие, тут и предательство, тут и измена, тут и двуличие

Столько аморальных качеств всплыло на поверхность, что тяжело потом будет загнать этих чудовищ обратно - тех, которые вырвались на поверхность.

- Война не способствует росту количества верующих? Ведь сейчас чаще обращаются к Богу?

Саид Исмагилов:

- Человеческая жизнь не линейна, тут нет простых процессов. С одной стороны человек, даже не верующий, неистово молится, когда находится под обстрелом, хотя декларирует, что не верит в Бога. С другой -

несколько минут назад взывавший о спасении может демонстрировать ненависть и презрение. Когда наступают такие переломные моменты, в рамках одного человека может уживаться взаимопротивоположное

Что в нормальном состоянии не уживется, но в состоянии выведенном из равновесия - встречается. Война может провоцировать низкое и высокое. Человек может все отдавать для того, кого считает своим, и делать все против того, кого считает чужим. Война - это всегда несчастье, она всегда сталкивает, и в душах происходит ломка. А потом люди живут с фобиями и синдромами, с которыми не знают как жить. И таким людям нужна религиозная реабилитация - после того, как они столько пережили, и столько нового в себе обнаружили.

- Верующий должен воевать или нет?

Саид Исмагилов:

- У нас, мусульман, четко прописано: мужчина должен защищать себя, свою честь и достоинство, семью и родину. Но у меня вопрос к людям, которые приезжают сюда (в Украину - Т.З.) воевать. По какому божественному праву вы пришли отнимать чью-то жизнь, чье-то имущество?

- Как оценить участие "Русской православной армии" и отдельных представителей православия в похищениях и пытках протестантов в Донецкой и Луганской областях?

Саид Исмагилов:

- УПЦ МП всячески отмежевывается от подобных деятелей и участия в таких действиях. Если есть какие-то священнослужители, которые участвуют в таких действиях, они должны отвечать как физические лица. Иерархи УПЦ МП не призывали к какому-либо насилию.

- Как относиться к поступкам сограждан, которые стали участниками публичных истязаний пленных? Они, возможно, в мирной жизни не были склонны к насилию. Смогут ли вернуть себе прежний облик?

Саид Исмагилов:

- Эти позорные столбы, к которым привязывали людей - ни одна религиозная традиция не может это одобрить. И, мне кажется, этот негатив - он еще будет некоторое время на поверхности. Но человек может попросить прощения у тех, кому он причинил боль и изменить свою жизнь. Религия оставляет шанс до последнего дыхания.

В исправлении самое главное - признаться самому себе. Не обязательно говорить вслух

Господь знает, что у нас на сердце, достаточно человеку признаться себе и иметь намерение больше это не повторять.

Полную запись эфира можно посмотреть здесь: